Татьяна Юрьева

ВСПОМНИТЕ РУБЕЖ ХIХ – ХХ ВЕКОВ

Вспомните рубеж ХIХ – ХХ веков. Революция Духа, Революция Сознания. Как следствие — переворот в искусстве. Всё разрушается и тут же воздвигается новое искусство. Рождаются гении, и никакого широкого признания они не имели. Их это и не волновало.

Художник творит, стоя к миру спиной и лицом к холсту. Он выражает себя, и холст становится зеркалом, отражением его внутреннего мира. Интуиция. Интеллект. Воображение. Жажда эксперимента. Чувственность. Плюс талант, плюс энергия. Так рождалась формула серебряного века и русского авангарда.
Искусство не учит, оно духовно питает, возбуждает или умиротворяет, ищет и иногда находит пути гармоничного существования не с соседом, а с жизнью, с событиями за пределами мастерской художника.

Татьяна Юрьева
Директор Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ, доктор искусствоведения
Искусство не учит, оно духовно питает, возбуждает или умиротворяет, ищет и иногда находит пути гармоничного существования не с соседом, а с жизнью, с событиями за пределами мастерской художника
Рубеж ХХ – ХХI интонационно и в художественном выражении совершенно
иной. Хотя изменения, происходившие на наших глазах, яркие и существенные.
Идеологические столкновения официального и неофициального искусства в России остались в прошлом, но остались на генетическом уровне. С другой стороны, выросло поколение, не знавшее советской власти и жёстких правил бытия, определявших сознание.

Идеал, идея — эти понятия не употребляются, не наполняются смыслом.
Эстетический тупик сопряжён с нравственным.
Искусство видоизменилось, стало другим, если хотите, образно говоря,
компьютерным. В окно или в форточку улетели душевные переживания … К холсту обращаются не часто. Господствуют инсталляции, многочисленные технические изобретения, вставленные в ткань известных произведений (и порой весьма интересные)…
Есть опасно агрессивные воинственные конструкции, противостоящие умиленно- сентиментальным сереньким произведениям так называемой академической живописи…Много чего есть. Но для меня, к счастью, остались мои художники, «дягилевцы», с которыми я живу 20 лет в радости и горе, испытывая счастье их пластических живописных открытий. Культурой невозможно руководить. Только помогать. И благословлять тех, кто посвящает себя творчеству.