Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и киноактёр

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ДОСТАЛЬ

ARTWAY: Современность?

Николай Николаевич Досталь (далее Н): Времена не выбирают. Какое время, такая страна, такая и жизнь, таков и кинематограф. Сейчас все сложности страны отражаются на кинематографе. Время не простое, время тяжелое, для кино особенно, все упирается в финансирование, если раньше финансировало только государство, это был единственный главный продюсер, и это было с одной стороны так стабильно, но с другой стороны так тяжело, ведь была цензура, была идеология, и было очень тяжело в этом плане работать. Но тем не менее, появлялись на свет очень мощные произведения, я могу отметить картины Андрея Тарковского, он снимал в очень не простое время, но достаточно бескомпромиссно. Я считаю, что в нашем кино, в современном есть замечательные картины, их несправедливо называют «чернухой», просто это фильмы о том времени, в котором мы живем, о той жизни, которая, конечно, вне Москвы и Санкт-Петербурга, о той тяжелой, непростой, горькой жизни. И такие фильмы как «Волчок», «Конвой», «Жить» — это фильмы последнего десятилетия, это фильмы, которые очень нужны зрителю, потому что его настолько развратило телевидение, я считаю телевидение оружием массового поражения, особенно для молодежи и особенно сейчас, и то, что делает кино в отличии от телевидения, оно будет зрителя, чтобы он проснулся, открыл глаза, посмотрел в каком мире мы живем, что вокруг нас делается, что делается в провинции, что делается по нашей огромной стране в разных ее уголках, а не только в столицах.


НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ДОСТАЛЬ
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и киноактёр
Молодым актерам работы хорошей не хватает, сценариев хороших не хватает, режиссеров умных, зорких, чутких, которые увидели бы в актере то, что он может сделать
ARTWAY: Ваше любимое место в Москве и Санкт-Петербурге?

Н: Я Питер не очень хорошо знаю, наверное, площадь перед Зимним дворцом, она удивляет своим масштабом и творением рук человеческих. А в Москве раньше это были Ленинские горы, сейчас они называются Воробьевские горы, потому что там недалеко Мосфильм, там недалеко я жил, можно сказать малая родина моя, моих детей. Я там часто гулял с детьми. У меня очень хорошие воспоминания об этом времени и об этом месте.

ARTWAY: Что не хватает молодым актерам?

Н: Молодым актерам работы хорошей не хватает, сценариев хороших не хватает, режиссеров умных, зорких, чутких, которые увидели бы в актере то, что он может сделать. Продюсеров, которые рискуют, не боятся ставить неизвестных артистов, предлагать им одну из главных ролей. Молодые артисты есть, но им сейчас очень тяжело. Потому что все фильмы, все продюсеры делают ставку на известных артистов, на известных лиц. И пробиться молодому артисту очень тяжело. Я как раз из тех режиссеров, которые стремятся снимать новые лица, новых артистов.

ARTWAY: Ваш любимый зарубежный фильм и режиссер?

Н: Есть очень известный старый фильм режиссера Брессона, называется «Мушетт». Это старый черно-белый фильм 60-ых годов. Картина живучая, и хотя я редко пересматриваю фильмы, эту картину я смотрел раза четыре, а то и пять.

ARTWAY: Любимая страна и город?

Н: Для постоянного проживания – это Россия, Москва, а для временного пребывания – Италия, Испания.

ARTWAY: Над чем вы сейчас работаете?

Н: Сейчас есть сценарий, который написал для меня Юрий Арабов. Рабочее название «Монах и бес»: 19-ый век, времена Пушкина и Гоголя. Достаточно камерная картина, но она по жанру, можно сказать, такая святочная сказка, комедия или трагикомедия. Трудный жанр.